Давненько я что-то не писал сюда рецензий. Надо исправляться Ким Ньюман. "Собака д`Эрбервилей"[spoiler]"Собака д`Эрбервилей" — это роман в рассказах-главах, и каждая следующая, в принципе, может читаться отдельно от предыдущих. К своду оригинальных текстов нас отсылают не только названия, каждая история щедро наполнена аллюзиями, цитатами-перевёртышами и прочими пасхалками для тех, кто в теме. Разумеется, всё начинается со знакомства двух великих негодяев: рационального, лишённого всяких эмоций Мориарти и отставного военного, любителя девиц и ценителя опасностей, полковника Морана. Затем следует история об Ирэн Адлер, рассказ о демонической собаке д`Эрбервилей, о поиске шести драгоценных реликвий, о встрече с двумя другими братьями Мориарти и о финальном противостоянии Мориарти с величайшим его противником...
То, что поначалу выглядит как забавная литературная игра, постепенно приобретает иное звучание, в тексте появляется психологическая глубина. А уж в последних главах и Мориарти, и Моран раскрываются с таких неожиданных сторон, что хочется просто сказать: "Аплодисменты, господа, аплодисменты!"
В последние несколько лет нас завалили огромным количеством книг так или иначе связанных с шерлокианой. Молодой Холмс, старый Холмс, дети Холмса, ученики Холмса, противники Холмса, бабушки Холмса, питомцы Холмса... Роман Ньюмана занимает в это растянувшемся до дурной бесконечности ряду фанфиков, пародий и пасквилей особое место. Категорически рекомендую к прочтению.[/spoiler]
Антология "Воины"[spoiler]Что интересного может быть в войне? Если убрать как юношескую наивность, так и старческий пессимизм, то получаем три составляющих:
- зрелище. Схватка вообще довольно занятная штука. Военные действия – тоже. А если их описанием занимаются фантасты? Драконы и звездолеты, охотники на мамонтов и боевые треножники;
- трагедия. Очень широкий спектр – от слезодавилки до эпоса. Враги сожгли родную хату, а через тридцать лет в сражении пал лучший войн их империи.
- смысл. Ради чего ведется война. Это может быть и самым скучным, и самым интересным вопросом. Причем месть врагам и красота схватки тут лишь первые этапы понимания проблемы.
Как? С кем? За что? – вот, имхо, три вопроса.
И вот сборник отвечает на них очень неравномерно.
Зрелищность имеет место быть в превосходной степени. Даже если герои не сражаются, а молча умирают на кресте, или перегоняют самолеты от одного тылового аэродрома к другому – авторы заботятся о "фоне". А уж когда в ход идет описание битв – любо-дорого почитать.
С трагедией – во многих текстах решительный успех. Есть умирающие войны, есть скучающие войны, сомневающиеся, отчаявшиеся, полные надежды – любые. И коллизии для них. Самые головоломные.
А вот со смыслом – несколько хуже. Для чего это все? Тут слишком многие авторы либо играют в молчанку, либо дают такие объяснения, что лучше бы уж молчали. Соответственно финалы у многих текстов как бы обрублены. В придачу к батальной развязке не желает наступать мировоззренческая.
Разумеется, скажут многие, перед нами сборник про воинов как людей, а не про войну, как историческое явление. Потому нужно искать личные мотивы, а общественные – подождут. Да, с личными мотивами почти во всех текстах – полный порядок. Но сколько-нибудь сложная война, показанная глазами рядового - это чистый хаос. Это загадка. Это тайна. Кто куда бежит, отчего стреляют и как быть дальше – ничего не ясно.
И вот этого странного мельтешения в текстах – с перебором. "Туман войны", на мой придирчивый вкус, получился слишком уж густой.
Однако, читается хорошо, ярко. Любителям разнообразного Милитари и Реалистичного Фэнтези однозначный маст рид.[/spoiler]
Паоло Бачигалупи "Заводная"[spoiler]Есть довольно известная японская поговорка о Фудзияме, которую привел в одной своей книге кумир моего детства
, из-за которого я теперь стал тем, кем стал - Всеволод Овчинников: «Кто не поднялся на Фудзияму, тот дурак, кто сделал это дважды — дважды дурак».
Это я к тому, что есть книги, которые хочется немедленно прочесть еще раз. Потому что второе дно, оно совсем рядом, а за ним третье. «Заводная» требует перерыва. Потому как «второе дно» не так уж явно просматривается. Весь роман — будто на ладони.
Автор пытается вообразить мир, каким он будет через несколько десятилетий. Энергетическая катастрофа (нефть все, уголь почти все, уран тоже). США как мировой гегемон исчезает. При этом некий условный "запад" сохранит значительные силы и, главное, стремление навязывать свою волю остальному миру. И вот умеренное по своим возможностям государство Юго-Восточной Азии становится важнейшей костяшкой домино в глобальной политике - там есть сохранившийся банк семян, а исходные генетические коды в этом мире настоящее сокровище.
Автор решил показать причудливую смесь развивающих и деградирующих технологий. Нарисованный мир нельзя назвать постапокалиптическим (есть жизнь, развитие, цивилизация не прервалась), но сразу ясно, что кризис ближайшего десятилетия в будущем проявилась предельно ярко (политико-экономическая структура мира перекроена страшным образом). Уровень катастрофы сопоставим с падением Римской империи или с катастрофой бронзового века.
Финальный образ — в распадающемся мире, а затопленном городе, старик-генетик предрекает рождение нового человечества и, возможно, обеспечит его. Техноэволюция не удалась с первого раза, и зато биологическая эволюция может сделать шаг вперед. Ради этого образа стоит прочесть книгу.[/spoiler]