Эпизод 3 [spoiler]"История Челси" писалась многими авторами и не раз, последние дни 1904 года описаны примерно так : Гас Мирс какбэ свыкся с идеей передать старый "СБ" под снос для шпальных и угольных складов, и только отчаянная просьба Фредерика Паркера, в разных источниках - то друга, то финансового советника, то партнёра по бизнесу, смогла убедить Гаса начать "Проект "Челси".
Легенда гласит, что этот Фредерик имел очень серьёзный спор с Гасом о будущем "Стамфорд Бридж" во время выгула тем собаки, как раз в том самом месте, где столетие спустя лондонская полиция будет выкручивать руки Джозе Моуринью, спасающего свою шавку от ареста.
Фредерик на столько увлёкся красочным описанием будущих финансовых успехов Гаса с "СБ", что даже пропустил момент, когда собака Гаса, до того мирно насиловавшая брючину Фредерика, в порыве страсти укусила его до крови. Повторяя подвиг спартанского мальчика, которого загрыз лисёнок, Фредерик даже не поморщился от боли (дайвинг тогда не был в почёте), чем привёл Гаса в полный восторг, и получив обещание, что "Проект "Челси" начнётся с завтрашнего утра, Фредерик ухромал домой.
Стоит сказать, что в те времена создание футбольного клуба считалось хорошим вкладыванием бабочных средств. Каждый год во всех странах, подсевших на англофутбольную культуру, появлялись новые клубы. Многие уже исчезли из памяти людской, кому то подфартило раз-другой взойти на призовой пьедестал, и только некоторым судьба даровала подняться над суетой и войти в элиту элит. 1905 год стал стартовым для "Бока Хуниорс", "Майнц 05", "Осера", "Галатасарая", "Севильи", "Эстудиантеса" и "Индепендьенте". Известные имена, большие победы и немение большие прибыли. И у каждого был свой Фред Паркер, ибо без таких энтуазиастов, любое дело кажется неподъёмным.
И наш лондонский Фред Паркер в дальнейшем становится для "Челси" чуть ли не крёстным отцом - якобы именно он насоветовал Гасу шотландского инженера-стадионостроителя Арчибальда Лича, а в последствии он же выдвинул идею о создании футбольного клуба, который должен был стать логическим завершением бизнес-проекта.
Трудно спорить с классиками, однако стоит заметить, что идея с угольными складами была к тому времени уже похерена, так как "Great Western Railway Company" к 1904 году уже имела их, соорудив угольный причал со складами на Темзе на паях с электростанцией "Лотс Роуд", находящейся в Западном Бромптоне, меньше чем в полукилометре от "СБ". Дополнительные площади локомотивцам не помешали бы, но Мирсам ждать серьёзных денег за землю уже не преходилось. Давшая первый ток в дорогом нам 1905 году, станция "Лотс Роуд" внешним четырёхтрубным видом сильно напоминает классическую "Баттерси", увековеченную на обложке пинкфлойдовского альбома "Энималз".
Время показало, что стадионы - остаются, а угольные станции - умирают. Станция "Лотс Роуд" давала пар до 21 октября 2002 года, а теперь ждёт решение о своём разрушении. "Баттерси" , находящаяся на южном берегу Темзы в трёх милях от "Стамфорд Бридж", и простаивающая с 1983 года, имеет все шансы дать приют новому стадиону "Челси" ФК, ибо 42хтысячная арена "СБ" уже тесна для постоянно увеличивающейся Блюармии. Большинство современного суппорта "Синих" как раз обитают в районе Battersea, так что перенос поляны сэкономил бы многим людям сорокаминутную прогулку, которую они вынужденны совершать сегодня. Решение о переносе арены на новое место тормозится по одной лишь причине, оставшейся в наследство РА от Кена Бейтса , который в своё время подписался с Chelsea Pitch Owners, что при отказе от "Стамфорд Бридж" клуб теряет права на своё собственное имя, переставая быть "Chelsea FC". Этот момент мы осветим в своё время , а пока вернёмся на столетие взад ...
Арчибальда Лича представлять Гасу было совсем не нужно. Во первых, он с братом и сами крутились в строительном бизнесе, во вторых, дела этого Арчибальда говорили сами за себя. Вот список его проектов :
Anfield, Liverpool
Arsenal Stadium, Highbury, London
Ayresome Park, Middlesbrough
Bramall Lane, Sheffield
Cardiff Arms Park, Cardiff
Celtic Park, Glasgow
Craven Cottage, Fulham, London
Dalymount Park, Dublin
Deepdale, Preston
The Den, New Cross, London
Dens Park, Dundee
The Dell, Southampton
Ewood Park, Blackburn
The Double Decker stand (The Kop), Filbert Street, Leicester
Fratton Park, Portsmouth
Goodison Park, Liverpool
Hampden Park, Glasgow
Home Park, Plymouth
Ibrox Park, Glasgow
Hillsborough Stadium, Sheffield
Lansdowne Road, Dublin
Leeds Road, Huddersfield
Molineux, Wolverhampton
Old Trafford, Trafford, Greater Manchester
Park Avenue, Bradford
Roker Park, Sunderland
Rugby Park, Kilmarnock
Saltergate, Chesterfield
Selhurst Park, South Norwood, London
Somerset Park, Ayr
Stamford Bridge, Walham Green, London
Starks Park, Kirkcaldy
Twickenham Stadium, Twickenham, London
Tynecastle Stadium, Edinburgh
Valley Parade, Bradford
Villa Park, Birmingham
West Ham Stadium, Custom House, London
White Hart Lane, Tottenham, London
Windsor Park, Belfast
Назревает вопрос - а что делали в это время другие стадионостроители?
Впрочем, на его репутации было одно пятно - обрушение верхнего яруса трибуны на "Айброкс Парк" в 1902 году, повлёкшее гибель 26-ти человек . Дело тёмное, всё свалили на подрядчика, поставившего бракованный лес. Больше с Личем проколов не случалось.
И ещё о якобы неготовности Гаса к началу "Проекта "Челси" - в последние годы легкоатлетический "Stamford Bridge" окружали высоченные горы строительного мусора, которые окружали стадион с трех сторон и портили вид на окрестности посетителям ...
Типа, разгвоздяи хозяева окончательно забили болт по жизни ...
Как оказывается - весь этот "мусор" привёз сюда старший брат - Мирс Джей Ти, взявший подряд на вывоз отходов на строительстве метро под Пикадилли. Горы "мусора" пошли в дело, как бут, при строительстве нового "СБ". Вот практическая хватка Мирсов - получилось, что метростроители сами оплатили за материал, который Мирсы потом использовали !
Всё таки, какие то планы строительства уже были до того, как легендарный Фредерик со своими навязчивыми предложениями о стройке терпел собачие укусы ...
Как бы то нибыло, "Проект "Челси" начал набирать обороты. Футбол в Англии уже не был чем то новым - он уже был даже профессиональным, и в отсутствии ТВ, радиотрансляций и левых показов по интернет каналам, приносил немалые доходы. Желающие болеть, должны были лично присутствовать на играх, другой альтернативы не было. Скажем, на финале кубка 01/02 "Тоттенхэм Хоттспур" - "Шеффилд Юнайтед" (игра на стадионе "Кристел Пелес") присутствовало 114 тысяч болельщиков.
Не стоит сбрасывать со счетов и очень удачное соседство "СБ" со станцией метро " Waltham Green station" (в будущем - "Fulham Broadway"). За какие то полчаса, поезда метро, прибывающие каждые 5 минут, могли выгрузить, или наоборт, увезти, 10,000 болельщиков.
С 1909 года поезда линии электофицировали.
Построенная в 1880 году и названная "Walham Green" (Walham Green - историческое название области к югу от Фулэм Бродвей и к северу от Кингс роуд), в 1905 году станция была перестроенна инженером Гарри В. Фордом для лучшего пропуска возросшего, после пуска "Бриджа" пассажиропотока .
Предприятия в Англии работали 6 дней, суббота была коротким рабочим днём, но всё равно, если общественный транспорт у стадиона отсутствовал, добраться на матч вовремя было весьма проблематично. Не даром впоследствии, все стадионы стали строить в местах железнодорожных развязок, или станций метро. Крупнейший стадион страны "Кристал Пелес" не просто так был построен на пересечении "Большой Северной" и "Лондонско - Бристольской" железных дорог. Наполнить 150 тысячник, а потом эвакуировать - на самом деле, большая проблема ...
Ведь плата за проезд была только частью расходов, билеты на футбол стоили больших денег. Да, футбол был дорог для нижних слоёв общества - взрослый мужчина должен был отдать за билет 6 пенсов (за такие деньги можно было 3 раза сходить в кинотеатр). Ни один самый квалифицированный рабочий не получал и £2. Хотя, скорее всего, это делалось намеренно, дабы на стадионы смело шёл более состоятельный контингент с детьми , не боясь эксцессов .
Стоит сказать , что Британские железные дороги шли на встречу болельщику - в дни аншлаговых игр организовывались спецпоезда для доставки болел на матчи. Скажем, на открытие "Уэмбли" - финал Кубка 1923, "Вест Хэм" - "Болтон", 145 специальных составов обслужили за день 270,000 человек !
Или вот ещё пример - только 1,000 человек из Шотландии смогли добраться на игру своей сборной против Англии на "Кристал Пелес" в 1897 году. А в 1936 ом, 22,000 шотландцев приехали в Лондон в 41 поезде, поддержать своих на "Уэмбли" .
Болельщики "Челси" так же не могут жаловаться на локомотивцев - на ближайшей к "СБ" ж/д станции "Челси энд Фулем" в 1906 году были поставлены дополнительные кассы, а в декабре 1907 - расширен пешеходный переход над путями. К 1929 году в день игр станция пропускала 8 составов в час, а к возвращению команды в элитный дивизион летом 1930-го были максимально удлинены платформы.
Городские власти тоже не остались глухи к требованию времени, и в 1905 году первые двухэтажные красные автобусы были пущены по Кингс роуд .
Будущий "СБ" видился Гaсу великим стотысячником, Васюками футбола, могущим принимать межпланетные соревнования. Болельщики всего Эссекса заполняют его трибуны до отказа, принося в кассу чёрный нал. Руководство ФА стоит на коленях, умоляя позволить сборной королевства играть на "СБ", а члены императорской фамилии заполняют VIP ложи ...
Действительность оказалась много прозаичнее.
150-ти тысячник "Кристал Пэлас"
Шедевр Арчибальда Лича : 140-тысячная арена шотландской сборной "Hampden Park" в Глазго
Эпизод 4 Гас лично посетил Шотландию , дабы лишний раз удостовериться в экономическом потенциале огромных спортивных арен , побывал на "Ibrox Park" и "Hampden Park" (стадион шотландской сборной , удерживает европейский рекорд посещаемости : в апреле 1937 года 149,547 болельщиков , не считая технического персонала , присутствовали на игре скоттов с англичанами) , остался доволен и отправился на приём к Личу заключать договор .
В феврале 1905 на терриконах мусора появились первые люди от Лича с теодолитами . Лич и "СБ" были старые знакомые - в 1887 он его уже строил , в легкоатлетическом варианте .
Репутация Лича стояла очень высоко , он считался новатором своего дела , каждый новый проект имел своё узнаваемое лицо и был неповторим . Все стадионы , построенные этим , от бога стадионостроителем , отличались удивительной чертой – просмотр матчей был удобен из любой точки арены . Во главу угла ставилась функциональность арены , особой эстэтики и элегантности в работах Лича не просматривается . В прошлом наш специфический архитектор специализировался на промышленных зданиях , и это нашло отражение в облике всех его стадионов .
Многие помнят его шедевр - "The Empire Stadium" с особой акустикой и двумя 37-метровыми башнями , которые на долгие годы стали главной особенностью , "изюминкой" стадиона , позже названного "Уэмбли" . А построил Лич этот 127-тысячник в 1923 году за каких то 300 дней . Да , в старые добрые времена могли и англичане лопатой работать ...
Ближайший сосед "Стамфорд Бридж" - "Крейвен Коттедж" , построенный в 1894 , находился под угрозой бана игр во всех соревнованиях . Попав каким то левым трюком в Первую лигу южан , его директорат , вопреки санитарно-техническим нормам (не было предусмотренно даже туалетов) , из утиля выстроил трибуны , стыдливо назвав их "временными" . Секретариат ФА два года закрывал глаза на аварийное состояние этого сарая , но любому терпению приходит конец , и в один прекрасный день в контору к Гасу прибыл на переговоры Генри Норрис , президент "Фулема" . С чьей стороны была проявлена инциатива , сказать трудно , ибо обе стороны имели свои интересы - Гасу , не имеющему , ни клуба , ни команды и Норрису , чья команда оставалась натурально без крыши .
Предложение Гаса о аренде строящегося 100-тысячника в £1,500 за сезон (и дополнительные выплаты в случае продвижения в кубках) было встречено Норрисом неописуемой вспышкой гнева . С воплем : - "Да за такие деньги , ты *плохой, совсем плохой* , сначала себе команду слепи , *плохой, совсем плохой* , а потом будешь , *плохой, совсем плохой* , ей стадион сдавать , *плохой, совсем плохой* !" - , Норрис вылетел из кабинета , саданув напоследок дверью .
Знал бы Гас , какого кровника он приобрёл для ещё не рождённого "Челси" ! ... Вааще , практически все проблемы , маленькие и большие , преследующие "Челси" сегодня , были заложены Гасом , как не горько это осознавать . В процессе эта тема будет раскрыта , но для начала стоит познакомиться с этим (чтоб он горел в аду) , сером Генри Джорджем Норрисом . К тому же , он косвенно способствовал возникновению "Челси" . Единственное хорошее , что сей сэр оставил после своей никчёмной жизни ...
То , что Генри Норрис далеко пойдёт по жизни , стало ясно ещё в его отрочестве . В 14 лет , бросив школу , Генри поступает на службу в адвокатскую контору мальчиком на побегушках . А через год (!) открывает свою (!!) адвокатскую контору (!!!) . В 17 он имел строительную фирму , обстраивая район Фулем . В 1896 году , когда ему стукнул тридцатник , он добровольцем идёт в армию , чтоб получить офицерство , которое в будущем поможет ему приобщиться к дворянству . Через год , когда назревает Англо-Бурская война и реально запахло порохом , он уходит в запас , давая возможность кому нибудь другому подставлять лоб на траансваальском поле боя .
С 1909 года по 1919 год был мэром Метрополитен-Боро в Фулем , был также известным масоном , Великим Диаконом Организации Объединенных Гранд-Лодж в Англии , и личном другом архиепископа Кентерберийского , Рэндалла Томаса Дэвидсона . Приставку Сэр , дворянство и звание полковника получает за "работу в качестве вербовщика добровольцев для британской армии" .
Большой футбольный фанат , весьма состоятельный Норрис возглавил "Фулем" , продвигал крупные проекты , правда , из своих кровных не вложив в клуб ни пенса . Не приняв предложение братьев Мирс по "Бриджу" , он убалтывает директорат "Коттеджеров" одолеть строительство своими силами , после чего перехватывает временно освободившегося после возведения "Бриджа" стадионостроителя Лича .
Лич в два мазка набросал проект нового "Крэйвен Коттедж" . Смета составила заоблачные по тем временам даже для крупнейших футбольных арен £15,000 . Норрис эту сумму взял в банке под залог будущего стадиона и земли под ним , включая близлежащий Бишопс-Парк , чем загнал слабо суппортируемый "Фулем" в ужасающую долговую пропасть на долгие десятилетия .
Но стадион получился шикарнейший , с великолепным красно-кирпичным фосадом трибуны , в 2005 году принявшей имя местной мегалегенды Джонни Хейнса , и удачно вписанным в архитектуру старинным коттеджем 1780 года постройки исторического Уильяма Крэйвена , где почему то разместил раздевалки .
Афтар этого шедевра был нагло кинут на бабки : Норрисов адвокат заявил ошарашенному Арчибальду Личу , что футбольный клуб "Фулем" , с которым у шотландского стадионостроителя был договор на подряд , не в состоянии не только оплатить ему за работу , но даже замораживает выплаты банку процентов по ссуде , ... ибо , нех .
Лич , деньги , положенные ему за возведение "Крэйвен Коттедж" так и не получил НИКОГДА !
Но наибольшую славу и известность Норрис получил , как отец-основатель "Арсенала" , порадуемся же за гуннеров !
До 1910 "Арсенал" назывался " Вулвич Арсенал" , и к тому времени издыхал от финансовой несостоятельности и крайне низкой популярности . Поначалу Норрис попытался завладеть стадионом "Вулвич Арсенала" для оставшегося без кола и двора "Фулема" , потом была задумка вааще обьеденить оба клуба , но чё то не сложилось , и Норрис бросил загнанный им в архидолги "Фулем" , сочтя проект с "Арсеналом" более переспективным . Его друг архиепископ своей властью отдал землю , принадлежавшую богословскому колледжу St John's , под постройку нового стадиона "Арсенала" Highbury .
Прочувствуйте всю глубину беспринципности Генри Норриса - он приглашает на проект , обманутого им десятилетие назад , Лича ! Поднявшему вопрос о старых долгах шотландцу , было обещано , что все те £2,600 , а так же оговоренная сумма за постройку "Айвори" будут выплачены акциями "Арсенала" .
Продолжать ? Пожалуйста : владелец 43% акций "Woolwich Arsenal Football and Athletic Company" Лич , "не получил дивидендов на всех на них вплоть до начала 1930-х годов" , т.е , пока Норрис был у руля "Арсенала" . Арчибальд Лич не пошёл на похороны Норриса в августе 1934 года , но он и его семья послали венок . Интересно было бы почитать пожелания покойному на ленточках этого венка ....
А как же себя проявил сей прохиндей на стезе руководства председателя гуннерского директората ?
Сезон 1914/15 "Арсенал" проводил во второй лиге , в связи с войной чемпионат прервался . "Арсенал" находился на пятой строчке . Каково было удивление , когда в первый послевоенный сезон "Арсенал " очутился в высшем дивизионе ! Скользкие правила ФА в исключительных случаях разрешали переводить команды из низших лиг в высшие без стыковых игр в связи с расширением высших , но в этом случае все шансы имел "Тоттенхэм" , по сроку службы , достижениям и более высоким местом в турнирной таблице . Однако исполком ФА решил вопрос в пользу "Арсенала" . Писали , что Норрис добился нужного решения в ФА , надавив на зависящего от него председателя ФА Джона МакКенна , а многим членам совета дал в лапу .
Норрис сделал еще не один весомый вклад в историю "Арсенала" . Во времена ограничения зарплат для игроков , он частенько нарушал этот закон , хотя и другие клубы тоже грешили этим , правда не с такой наглостью - Норрис переманивал лучших игроков и тренеров лиги , платя им премиальные из левых фондов . Скандальный перекуп Чарли Бьюкена из "Сандерленда" в 1925 привёл к расследованию со стороны футбольной ассоциации , которая обнаружила , помимо массы других нарушений , так же присвоение денег клуба самим Норрисом . Т.е - банальное воровство .
Норрис подал в суд на ФА за клевету , однако в феврале 1929 года Верховный Суд вынес решение в пользу ФА , а Норрис по приговору лишался любой связи с футболом пожизненно .
Гуннеры тычут , что у "Челси" "нет истории" ... Наверно , своей гордятся .
Это Генри Норрис , а не Киса Воробьянинов.[/spoiler]