Итальянский стиль далее предполагал наличие медьяно или полузащитника оборонительного плана (Фурино), медзалы вертикальной игры или атакующего полузащитника (Тарделли) и реджисты или плеймекера (Булгарелли или Де Систи). А также флангового защитника, который шел в атаку, правого вингера, который отходил в оборону и, наконец, двух форвардов. Не предполагалось наличие треквартисты, потому что примерно в той же зоне уже действовали два атакующих полузащитника, поэтому конструктивная составляющая игры принадлежала им, а также второму нападающему. Центрфорвард обычно обладал выдающимися физическими данными, второй нападающий был быстрым и техничным, почти всегда невысокого роста. [spoiler]Одиннадцать команд из двадцати в чемпионате 2012-13 исповедовали схему 3-5-2, то есть с тремя центральными защитниками, двумя фланговыми игроками (по-итальянски esterno, что значит внешний, крайний: новомодный универсальный термин, использование которого позволяет дистанцироваться от функции исполнителя, защитной или атакующей – прим. Football.ua), тремя полузащитниками и двумя нападающими. Очень гибкая система. Впрочем, это еще ничего не значит, но нам любопытно узнать, почему вдруг все осознали эффективность защиты в три. Считаю, что это попытка модернизировать итальянский стильи, то есть игру с максимальным вниманием к действиям соперника и возможностью моментально закрыться.
3-5-2 – это простая схема, не требующая длительного обдумывания. Таинственные диагонали сводятся к минимуму, потому что оборона и без них надежна благодаря наличию двоих футболистов вместо одного. К двум классическим для итальянской игры нападающим добавляется два крайка: один из них более ориентирован на атаку, второй – на оборону. Точно так же, как происходило в итальянском футболе 1960-70-х годов. Тогда был правый вингер (итальянский термин ala, то есть крыло – прим. Football.ua), который работал по всему флангу, помогал в обороне, потому что правый защитник занимался исключительно опекой левого вингера соперников, который фактически исполнял функции чистого нападающего. На левом фланге, как правило, защитник активно шел вперед, фактически выполняя обязанности вингера. Такие амплуа характеризовали с помощью их мастерских исполнителей: вингеры а-ля Доменгини и защитники а-ля Факкетти.
В общем, схему 3-5-2 можно смело называть обновленной версией старого-доброго итальянского стиля. У нас всегда было три защитника: один из них опекал центрфорварда, второй – вингера, который шел в атаку, третий исполнял обязанности либеро. Сейчас то же самое с тем лишь отличием, что расширились функции центрального защитника, вынужденного опекать еще одного форварда, когда тот проникает в его зону. А третий защитник – всегда либеро. Это амплуа, в сущности, никогда не исчезало, а сейчас переживает очередное возрождение. Наконец-то, он может смело выйти из тени, куда его загнали наши предубеждения почти на тридцать лет.
Либеро – это король центральных защитников. Он более техничен по сравнению с коллегами на флангах, умеет начинать атаки продуманными дальними передачами. Он не отходит на десять метров назад как либеро старой формации, потому что, в противном случае, не срабатывала бы офсайдная ловушка, играет практически на одной линии с остальными защитниками, однако его задача состоит в том, чтобы закрыть оставленные его коллегами зоны и создать их в новой атаке. Неста был стоппером, лучшим в своем амплуа за последнее двадцатилетие. Тьяго Силва – либеро.
Итальянский стиль далее предполагал наличие медьяно или полузащитника оборонительного плана (Фурино), медзалы вертикальной игры или атакующего полузащитника (Тарделли) и реджисты или плеймекера (Булгарелли или Де Систи). А также флангового защитника, который шел в атаку, правого вингера, который отходил в оборону и, наконец, двух форвардов. Не предполагалось наличие треквартисты, потому что примерно в той же зоне уже действовали два атакующих полузащитника, поэтому конструктивная составляющая игры принадлежала им, а также второму нападающему. Центрфорвард обычно обладал выдающимися физическими данными, второй нападающий был быстрым и техничным, почти всегда невысокого роста.
3-5-2 как разновидность итальянского стиля
Современные 3-5-2, по сути, ничем не отличаются. Это осторожная, но гибкая тактика, которая в ходе игры может превратиться во что угодно, однако, прежде всего, позволяет хорошо закрываться, когда возникает такая необходимость. Старая крестьянская философия: сначала давайте запасем достаточно сена в хлеву, а потом уже посмотрим, что в мире делается. Схема 4-3-3, являющаяся более спонтанной и, возможно, более атакующей, – это игра с лютеранской философией, которая предполагает жертву и воздаяние. В наше время не многие готовы рисковать.
Нередко звучит постулат, что страна играет в тот футбол, который отображает ее настроение на данном отрезке истории. Счастливая страна играет в счастливый футбол, а грустная страна выдает то, что в ее силах. Мы, итальянцы, сейчас не можем чувствовать уверенность в себе и в нашем футболе. Мы ищем конкретику. И схема 3-5-2 нам ее дает. Это построение всегда предпочитали сборные страны с низким и средним уровнем национального чемпионата, чьи игроки прибывали на сбор в последнюю минуту со всех уголков мира. Не было времени подготовить какую-либо схему, не было времени на совместные тренировки. Но с 3-5-2 команда возникает сразу. Она идеально подходит для быстрого достижения поставленной цели. Четкие обязанности, никаких придумок, никакой магии.
В сезоне 2011-12 Ювентус начал ее использовать, чтобы помочь Пирло, который бы испытывал трудности, имея только двоих защитников за спиной. Он бы играл с постоянным страхом потери мяча, потому что в этом случае соперник сразу же выходил на ворота. Кроме того, один из защитников должен был бы идти навстречу прорывающемуся оппоненту, оставляя коллегу в одиночестве перед вратарем. Классический розыгрыш. Соперник отправляет мяч немного в сторону, где защитник уже не может оказать противодействия, и выводит на ворота своего партнера. Конечно, легче сказать, чем сделать, однако в ходе матча обычно случается несколько таких ситуаций и их опасаются едва ли не больше всех, потому что при таком развитии событий соперники даже не должны обладать выдающимися техническими способностями, достаточно уметь играть на опережение. По тем же причинам эту схему выбрал Пранделли для чемпионата Европы 2012-го. Чтобы защитить своего плеймейкера.
Как понять, какая именно защита в три перед нами
Именно здесь начинаются отличия. Футбол никогда не бывает полностью одинаковым. Иногда проходится что-то выдумывать, даже если ты выбрал простейшую схему. Развитие итальянского стиля как раз и происходит благодаря трансформациям 3-5-2. Чтобы точно понять, в какую именно игру играет команда, прежде всего, нужно посмотреть на каком среднем расстоянии играют три защитника. Правило говорит, что никогда нельзя увеличивать игровое расстояние больше, чем на десять метров, в противном случае нивелируются все преимущества защиты в три. Однако если три футболиста играют на расстоянии десяти метров друг от друга, они закрывают только двадцать метров пространства из шестидесяти возможных, начиная от средней линии. Остаются двадцать метров справа и двадцать слева, куда могу проникать соперники. В сущности, вопрос в следующем: кто будет закрывать фланговых игроков соперника?
Если вингера соперника кроет один из крайних центральных, тогда, действительно, речь идет о защите в три, причем в ее современном представлении. Это значит, что защитников, действительно, меньше по сравнение с классической оборой с четырьмя исполнителями.
Приведем пример. Если Кассано (Интер) играет против Юве, действуя на левом фланге, кто его кроет? Барцальи или Лихтштайнер, защитник или полузащитник? В Ювентусе почти всегда опека ляжет на плечи Барцальи, потому что фланговые полузащитники туринцев играют очень высоко, близко к линии нападения. Часто их схема скорее напоминает 3-3-4, чем 3-5-2. Это и есть современное прочтение. Если же его кроет Лихтштайнер, это значит, что защита не в три, а в пять, потому что включает крайних полузащитников.
Конте удалось использовать в атакующем ключе традиционно осторожную схему. Еще одним тренером, который ее успешно использует, является Монтелла. Маццарри трансформирует ее с фантазией и уверенностью. Центральный защитники Кампаньяро и Бритос (или Ароника) кроют фланговых игроков соперника и часто сами идут в атаку. Наполи может позволить себе такие движения благодаря небольшим расстояниям между тремя линиями: обороной, полузащитой и атакой.
Гвидолин, последняя идея
Еще один вариант использования 3-5-2 предложил Франческо Гвидолин в Удинезе. Гвидолин – последний маэстро, оставшийся в чемпионате Италии после большого исхода Капелло, Липпи, Манчини, Спаллетти, Трапаттони, Ди Маттео, Раньери, того же Пранделли и ухода на пенсию Маццоне, Уливьери, Фашетти, Симони. Его 3-5-2 направлена на маниакальный поиск свободных зон за спинами соперников, своего рода постоянная ловушка. Чтобы всегда иметь в преимущество в одного или двоих игроков там, куда попадает мяч, Гвидолин придумал 3-6-1 – гениальную модель для того, чтобы обеспечить отбор мяча и открываться веерообразно, отправляя на острие Ди Натале.
Естественно, без Ди Натале этот метод не срабатывал бы с той же легкостью, но саму идею этот факт не отменяет. А у того, кто способен придумать одну отличную тактическую идею, не возникнет проблем с другой – с другими исполнителями.
Если бы Гвидолин был высокомерным, умел продавать себя публике, то с его знаниями и умениями ничем не уступал бы тренерам, которые творили историю. Гвидолин – своего рода возрастной Гвардьола, который предпочитает мыслить небольшими категориями. Осознание пределов собственных возможностей часто и становится таким пределом. Брера мне говорил: всегда выпивай бокал вина, прежде чем начать писать. Немного помогает бороться со стыдом. Не так, чтобы сильно, но все же действует. Вне сомнений, Гвидолин – великий тренер, он понимает в футболе больше, чем любой из его нынешних коллег по чемпионату Италии. Его футбол, в котором игроки двигаются одновременно как если бы они были облаками – последнее итальянское тактическое изобретение.
Вариации
Как итальянский стиль предполагает гибкость, поэтому и схема 3-5-2 используется, чтобы приспособиться к любому матчу. В этой схеме – какая бы команда ее не использовала –один из двоих фланговых способен одновременно исполнять функции защитника и полузащитника. Например: Лихтштайнер или Касерес в Ювентусе могут опуститься вниз, чтобы воссоздать защиту в четыре, в то время как Асамоа всегда остается только чистым полузащитником, даже когда играет на фланге. Паскуаль в Фиорентине, Перейра и Нагатомо в Интере, Маркезе в Катанье, Гобби в Парме и так далее. Все – универсальные игроки, способные выполнять функции двух амплуа. Или, точнее говоря, фланговые защитники, способные сыграть в полузащите.
Трудно сказать, как долго продержится подобная тактическая мода. Обычно популярностью пользуются те модели, которые приносят успех лучшим командам. Сейчас пользуется популярностью придумка Конте, который сумел осторожную схему превратить в атакующую. Однако может статься, что сейчас, когда вы читаете этот материал, уже появилось что-то другое. Мода в футболе долго не длится: обычно несколько месяцев, максимум сезон.
Преимущество 3-5-2 в том, что эту льстивую схему можно повернуть, как хочешь, тут нет никаких истин, а только удобство.
Почему 3-5-2 не использую за границей?
Остается серьезный вопрос: почему в главных европейских чемпионатах почти никто не использует 3-5-2? Можно ответить так: потому что отсутствует традиция игры в три защитника. Европейский футбол пережил трансформацию, основанную на голландской системе 4-4-2. К тому же, за границей больше внимания концентрируется не на схеме, а на исполнителях. Великие тренеры, от Фергюсона до Венгера, от Ван Гаала до Хиддинка, тот же Моуриньо, строят свою игру на выборе игроков. И в зависимости от характеристик исполнителей в наличии модифицируют базовые 4-4-2. Венгер всегда выбирает очень техничных футболистов, наполняет свою команду десятками. Моуриньо просто выбирает лучших. Фергюсон смешивает карты, ему нравится физика, скорость и мощь. Однако на ключевых позициях, то есть на позициях двоих центральных защитников и центральных полузащитников, вариативность сводится к минимуму.
Основные игроки сохраняют свою значимость десятилетиями, потому что они не только привносят качество в игру, но и являются фундаментов для построения команды. Поэтому поменять двух центральных полузащитников означает изменить команду. Что приводит к неожиданностям и растягивает время достижения результата. Лучше менять исполнителей, которые находятся рядом с этими двумя.
Несмотря на расхожее мнение, 4-4-2 – это защитная схема. Она позволяет равномерно закрывать все участки поля и с легкостью удваивать опеку в нужном месте, потому что между игроками минимальные дистанции. Прессингуя центральных полузащитников можно с легкостью перевести игру на фланги, то есть на наиболее закрытые участки поля защищающейся команды. Само собой разумеется, что игра в защите строится на концепции тренера или же в зависимости от потребностей в конкретном матче. Нет такой схемы, которая предполагает только один вариант решения.
Достаточно выпустить двух вингеров со склонностью к игре в атаке и тут происходит переход на 4-2-4 – схему, благодаря которой Бразилия выиграла свой первый титул чемпиона мира. В 2002 году Бразилия Сколари к негодованию соотечественников в первый и последний раз использовала схему 3-5-2, оставив Роналдиньо за спиной Роналдо и Ривалдо, и, впоследствии, выиграла титул. Фланговые защитники той команды, однако, были настоящими чемпионами: Кафу и Роберто Карлос.
Как соизмеряются фазы игры в матче
Правда в том, что схемы дают игрокам подсказку, как размещаться на поле, но время их функционирования становится все короче. Больше нет такого понятия как один цельный матч. Есть начальная фаза и конец первого тайма; также есть адаптация к результату. Команда, которая уступает, меняет модель игры, переходя к более атакующему варианту. И наоборот. Часто эти изменения являются более длительными, чем изначальное построение.
Что происходит? А то, что подготовка команд к матчам стала куда более интенсивной, особенно в плане физики. Трудно поразить соперника в самом начале матча, особенно хорошо натренированного и тактически грамотного. Почти невозможно обыграть его на скорости, потому что игроки начинают терять скорость не раньше пятидесятой-шестидесятой минуты. Первый тайм практически превратился в силовое противостояние, в котором каждая из сторон стремится прощупать, на что способен соперник. Это наиболее тактическая фаза игры. В этот момент не бывает уверенности в победе, а происходит прощупывание, в каком состоянии находится игроки команды соперника. За границами Италии все более сглажено и столь выраженной разницы между таймами не наблюдается.
Таблица распределения голов по таймам
Табличка, которую вы видите ниже, была составлена по итогам первого круга сезона 2010/11, то есть на основе 19 состоявшихся туров.
Всего голов Голы 1-го тайма Голы 2-го тайма Последние 15 минут Добавленное время
430 193 237 79 29
В процентах 100 44,88 55,12 18,37 6,74
Процент голов, забитых после 75-й минуты: 25,11
Общее количество голов, если бы всегда забивали как после 75-й минуты: 503 вместо 430
Почему в Италии нужно больше времени, чтобы забить? Очень интересный вопрос. Ответ – потому что матчи здесь более тактические. Потому что местные тренеры к ним готовятся, держа в уме будущего соперника и еще кучу различные мелочей, которые не позволяют оппонентам успешно бросаться в атаку с первых минут. За границами Италии команды играют почти с одинаковой интенсивностью, сразу бросают в бой все силы. Вингеры выполняют функции вингеров, какой бы крайний защитник им не противостоял, оборонительный полузащитник опекает одного и того же атакующего оппонента на протяжении матча. Нет никакой алхимии. И это ни плохо, ни хорошо, просто иначе. И, соответственно, порождает иной футбол.
С момента зарождения итальянский футбол всегда стремился к сложностям. Витторио Поццо никогда не был терпеливым стратегом, он скорее был хитрым, чем коварным, скорее прагматичным, чем гениальным. Однако он много занимался исследованиями. В то время как англичане использовали так называемую Систему, которую можно воспроизвести и синтезировать как 3-2-2-3, что являлось настоящей революцией, произведенной Чепмэном в Арсенале в середине 1920-х, в Италии обращались исключительно к Методу, то есть игре с двумя защитниками позади всех и одним либеро перед ними. У тех защитников не было четких задач по опеке оппонентов, по крайней мере, у одного из них. Уже в тридцатые годы в кальчо фактически был либеро.
В общем, в итальянском футболе матчи развиваются не естественным путем как в Англии, они максимально контролируемы, подготовлены заранее и корректируются тренером по ходу игры. Все вместе приводит к тому, что забить сразу очень нелегко. Но не забить в целом, потому что сейчас итальянские показатели почти догнали общеевропейские – в среднем между 2,5 и 2,6 голов за матч. У англичан – 2,8, у немцев – 3,2, что является наивысшим показателем. Однако ранние голы в Италии редкость.
Как важно иметь двенадцать игроков на скамейке
Сейчас во втором тайме матч может полностью измениться благодаря трем заменам, к которым добавилось еще одно новшество: длинная скамейка, состоящая из двенадцати футболистов (с августа 2012-го). Возможность выбора исполнителей на замену удвоилась. Однако, на самом деле, решение было принято не по тактическим соображениям, а чтобы не было дискриминации по отношению к тем, кто играет не часто. Ведь раньше тренеру приходилось отправлять на трибуну четыре-пять игроков, которые тоже важны в общекомандном плане, то есть фактически отделять их от группы, вытеснять на дальний план, держать подальше от духа соревнования и игрового настроя. Это регулярно приводило к осложнениям в отношениях между тренерами и резервистами. Одно дело быть в запасе, но находится у кромки поля, чувствуя напряжение матча и готовность выйти в любой момент. Совсем другое дело сидеть на трибуне. Это конец для футболиста. В конце концов, его восстановление становится невозможным, потому что он начинает меньше тренироваться, снижает обороты. Тренер это замечает и принимает меры, что еще более отдаляет игрока от основного состава. Такой порочный круг разрушил карьеру многих футболистов, способных помочь команде.
Как бы то ни было, такое расширение скамейки должно дать новый импульс тактике замен. Тренер теперь держит всех в одной упряжке, меньше риска, что футболист с трибуны займется своими делами вместо футбола и его даже можно неожиданно выпустить в самом начале матча. Уже есть немало примеров. А в результате мы имеем еще больше различий между таймами. Три замены составляют тридцать процентов команды. Если тренер угадывает с нужным исполнителем на замену и проводит ее вовремя, это дает преимущество примерно в пятнадцать-двадцать процентов над соперником, которому удалось сделать это лишь частично. Здесь кроется тайна переворота в любом матче, что и предусмотрено правилами, но несет в себе непредсказуемость, делает матчи более открытыми. Какой бы ни была изначальная схема.
Важность подсчета фолов
Еще одно тактическое замечание. Многие тренеры советовали мне интересный метод, с помощью которого можно моментально определить, насколько сильная команда перед вами. Не буду говорить, кто именно. Однако первым показателем слаженности действий и конкурентоспособности играющей команды является количество совершаемых фолов. Классная команда много фолит, но в правильных местах. То есть в большом квадрате центра поля.
Кому-то может показаться, что все должно быть наоборот. Зачем более сильной команде фолить? В этом весь фокус. Фолы совершает лишь тот, кто всегда находится рядом с мячом. А классная команда как раз и обязана держать мяч. Поэтому совершать фолы означает быть в центре событий матча. К тому же почти всегда фол является тактической хитростью, куда реже чисто техническим просчетом. Фол совершается, чтобы восстановить преимущество, потерянное из-за движения соперника. Естественно, речь идет об обычных фолах, а не о заведомой и необъяснимой грубости.
Три защитника каталонской школы
Есть способ защиты в три, отличный от представленного в схеме 3-5-2. У Барселоны. Его суть в наличии двух центральных защитников и полузащитника оборонительного плана, действующего между ними чуть впереди. Сказать, что это изобретение Гвардьолы было бы слишком. Задумка в точности повторяет Метод, который использовали в Италии 1930-х. Мы уже упоминали этот вариант: два защитника-терцини, которые размещались за либеро. Тогда защитника в Италии называли терцино, потому что он представлял третью линию. Если говорить откровенно, в современном футболе больше нет амплуа терцино, но по привычке термин используется для обозначения крайних защитников. При этом молодежь отдает предпочтение более современным терминам как эстерно (фланговый игрок). Зато не теряют популярности вингеры, потому что более благородное амплуа.
Вингеры долгое время считались на грани вымирания, особенно в 1990-е. Ромб в центре поля и те же 3-5-2 ограничивали их использование. Однако это амплуа сумело сохранить свою важность. Вингер – это игрок скоростной, часто весьма креативный и нередко выносливый. Когда вингер высокого класса, его появление поднимает уровень всей команды. В то время как терцино остается более легким амплуа, потому что предполагает защитные функции, к тому же он размещается на фланге, поэтому часть его территории защищена боковой линией поля. Вингер же воплощает собой фантазию, часто является чистой десяткой. Первый пример: Бавария, у которой в центре поля играют полузащитники оборонительного плана, а по краям Роббен и Рибери.
Но вернемся к защите Гвардьолы. Игрок, размещающийся между двумя центральными защитниками, отходит в полузащиту или опускается к воротам в зависимости от фазы игры. Тот факт, что он является полузащитником, негативно сказывается на исполнении защитных действий, однако позволяет лучше действовать в созидании. Он играет как удаленный плеймейкер, но его труднее опекать из-за его близости к своим воротам, к тому же он не сталкивается с проблемой Пирло, против которого всегда действует нападающий соперника. А значит, он может начинать атаку как полузащитник, выигрывая время в подготовке конструктивной игры. То есть, хотя он стартует со своей половины поля, это фактически означает, что с его помощью мяч моментально достигает центра поля.
Само собой разумеется, что идеальных решений не бывает. Однако интересно отметить, как эта особенность игры Гвардиолы перешла ко всем остальным тренерам каталонской школы. В 2011 году в Рому прибыл Луис Энрике, в прошлом футболист высокого класса, одноклубник Гвардьолы, один из его возможных наследников в Барселоне. На меня лично он произвел благоприятное впечатление: последовательный в своих решениях, приятный, в целом, отличный тренер – но не для итальянского футбола. Все, испанцы в особенности, сталкиваются с огромными трудностями адаптации к кальчо. Потому что у них иное понимание футбола. Итальянцы играют, чтобы спрятаться, испанцы встречают соперника с открытым забралом.
Как индейцы Америки
Это мне всегда напоминало о трагедии американских индейцев, так называемых краснокожих, благородных героев, которые брали пучок волос у поверженных соперников (но не у врагов – с них снимали скальп), потому что воспринимали бытие как нескончаемую дуэль. Взять пучок волос означало отметить собственную победу без необходимости убивать.
Чтобы продемонстрировать мужество перед собой и другими, воины сиу должны были танцевать прямо перед лицом врага. Есть еще одна важная деталь: тогда краснокожие не знали огнестрельного оружия. Они думали, что военные технологии перед ними ничем не отличаются от привычных. Поэтому они демонстрировали устрашающие гримасы на расстоянии полета стрелы. Представьте себе их изумление, когда они осознали, что бледнолицые с легкостью могли попасть в них, стреляя из своих ружей. Однако до этого тысячи сиу погибли, даже не успев понять почему.
Испанские футболисты в Италии напоминают сиу: пытаются обыгрывать один в один, воспринимают футбол как благородный вид спорта с ренессансной философией. Имеет значение дуэль. Имеет значение человек, а не игра. В их понимании игра подчиняется техническому инстинкту игрока.
Не будем надолго задумываться, так это или нет, на самом деле, правда всегда относительна. Однако очевидно, что с таким мировоззрением в Италии ты всегда натыкаешься на защитную стену, на кого-то менее щепетильного, который решает лишить тебе необходимого пространства, в рамках которого ты мог бы демонстрировать свое благородство.
Факт, что испанцы не очень успешно выступали в Серии А. Утверждение из серии, что сейчас больше нет промежуточных времен года, что тоже в какой-то степени отвечает истине. В сущности, так и есть: весна и осень теряют свое значение… Испанцы в Италии либо выступали феноменально, либо никак. Был гений Суарес, боец и прагматик Дель Соль, нападающие с ударами как змеиные укусы в стиле Пейро. Но таких немного. Средний испанец в кальчо – это некто, пришедший на кэжуальную вечеринку в костюме и галстуке, его стиль может нравиться, но он совершенно не вписывается в окружающую обстановку.
Еретик Луис Энрике
Луис Энрике поставил Де Росси перед центральными защитниками, как всегда делал Гвардьола в Барселоне. Такой вариант дает преимущество в атаке, но оставляет защитников один на один с соперниками в оборонительной фазе игры. Внимание: сама идея не является ошибочной, но речь идет о тактике для высококлассной команды. Это еще один вопрос достойный рассмотрения. Такая команда может позволить себе многое из того, что недоступно более слабым, потому что она контролирует мяч. Если мы отправим в Парму, Кальяри, Дженоа, Палермо крайних защитников Реала или Барселоны, усиление этих команд не произойдет. Реал и Барселона могут позволить иметь крайних защитников высокого уровня, ориентированных на атаку, потому что у них в каждой линии высококлассные игроки. Команда, которая постоянно теряет мяч, легко становится жертвой контратак. Крайний защитник, который идет вперед с мячом, будет регулярно терять его в районе центра поля.
Поскольку речь идет о теории в научном понимании этого слова, она подлежит проверке методом фальсифицируемости Карла Поппера, то есть: только та теория является научной, которая может быть опровергнута опытом. В данном случае, крайний защитник, ориентированный только на оборону, не смог бы хорошо проявить себя в классной команде, потому что он может выполнять только половину необходимой работы. Именно сцена дает понять, какие нужны актеры, а не наоборот.
Главной ошибкой Луиса Энрике в Италии является попытка играть как классная команда, не будучи таковой. Его Рома просто хорошая команда, но не более того. По сути, ее шестое место из двадцати команд – неплохой результат. Ошибкой было не позиционирование Де Росси перед защитой, а отправка крайних защитников в непрерывную атаку, создание скопления игроков в одной зоне. Если комбинация завершалась голом, все выглядело отлично. Однако если этого не проиcходило, как не происходит в большинстве комбинаций, соперник получал массу свободного пространства, в то время как девять десятых игроков были не на своих позициях, потому что не успели вернуться из атаки.
Луис Энрике – не только hombre vertical, то есть честный и корректный человек вплоть до отказа от второго сезона, предусмотренного контрактом, из-за разочарования в самом себе. Прежде всего, Луис Энрике осознал, что если он останется в кальчо, то просто вынужден будет стать немного итальянцем, что негативно сказалось бы на его испанских перспективах. Он ушел, чтобы не заразиться. Он возненавидел итальянский футбольный стиль, испытав его на себе, но понял, что со временем он мог бы его завоевать, навернуть в свою веру. Это был бы футбол, который бы не принес ему успеха в Европе. Испанцев пока что нет в Европе, у них есть все на родине, они как итальянцы пять лет назад или англичане всегда: самодостаточные. Есть еще португальцы, французы, голландцы, которые рождают идеи, чтобы продавать их другим, вечные мореплаватели, способные вновь и вновь сменять маршруты и идеи, находясь в капитанской каюте в открытом океане. В футболе не нужно всегда быть правым, догм не существует. Достаточно иметь шаблон. Все остальное – пространство.
Леонардо и последний рубеж
Есть еще одна теория в тактике, о которой стоит рассказать. Это тактика Леонардо в Милане, его знаменитая 4-2-фантазия. Не помню, кто именно дал такое имя этой схеме, возможно, кто-то из Gazzetta dello Sport, но он хорошо придумал. В нем отражается подлинная неожиданность: что никто из четырех игроков атаки не был склонен отрабатывать в обороне, не было привычного внимания к сопернику. А была как раз только фантазия. Однако это название не объясняло, что отсутствие внимания к защите в данном случае является частью задумки.
Леонардо взял на вооружение идею Теле Сантаны, великого тренера бразильской школы. Схема 4-2-4 – та, с которой Бразилия пожаловала на чемпионат мира 1958 года в Швеции, впервые с Пеле. Разница между той Бразилией, а также Сантаной и Леонардо состояла не в действиях вингеров, а в отношении к обороне и контратакам. Однако если Теле Сантана воплощал свои идеи в жизнь в Бразилии, то есть в идеальных условиях для развития такого видения футбола, то Леонардо был единственным, кто попытался провести подобный эксперимент в Италии, где доминирует иное понимание футбола.
Чтобы понять игру Леонардо, наверное, нужно узнать больше о его личности. Леонардо всегда был необычным футболистом, способным сыграть едва ли не на любой позиции, кроме центрфорварда. И он поиграл в разных странах: от Бразилии до Франции, от Италии до Японии. Он обладал чутьем треквартисты и выносливостью центрального полузащитника. В бразильском понимании такие данные позволяли ему играть даже на фланге защиты. У него было все, что нужно классному исполнителю: физика, удар, дриблинг. Он был и остается странным бразильцем, в котором соединились европейская непреклонность и латиноамериканский инстинкт. Он мог и все еще может явить идеальный синтез двух полушарий. Получив всестороннее образование, он привык использовать лучшее из того, что пережил и проработал, хотя, наверное, он требует слишком многого от природного развития событий, которые, как известно, редко подчиняются чужим желаниям. В общем, он мог позволить себе быть мечтателем, потому что привык получать лучшее. Боюсь, он, действительно, верит, что жизнь – это мечта.
Самое удивительное в Леонардо – это ясность и простота, с которой он выражает эту мечту. Возможно, здесь кроется проблема – чрезмерная самонадеянность. Не в смысле веры в то, чего нет, а в завышенных требованиях. В то время как реалии совсем иные. Я долго разговаривал с ним после того, как Бразилия Дунги провалилась на чемпионате мира в ЮАР, и пошли слухи, что он может занять пост тренера сборной. Мы встретились в студии Sky, к тому времени мы были уже давно знакомы. Он сказал: "Я приму предложение, только если будет грандиозный проект". В этом вся суть: его интересовала перспективность проекта, когда речь шла о работе в одной из самых престижных сборных мира. Я соглашался работать во многих газетах, даже не спрашивая, какой будет зарплата. Я знал, что меня не обидят, а все остальное зависело от меня. Проект – это мы сами, а не тот, кто делает нам предложение. Это то, чему я научился. Леонардо думает иначе и, возможно, он прав. С точностью можно утверждать, что он принес это в Милан. Это не принесло особых результатов, команда заняла третье место после Интера и Ромы, серьезно не боролась за титул. Чемпионат завершился с такими показателями: Интер – 82 очка, Рома – 80 и Милан – 70, отрыв составил 12 очков, четыре матча из 38. Однако Леонардо предложил иное видение футбола. Посмотрим, какое именно.
Его Милан
Основной состав выглядел примерно так: Дида, Абате, Неста, Тьяго Силва, Дзамбротта; Гаттузо, Пирло, Зеедорф (Амброзини); Пато, Боррьелло, Роналдиньо. Если присмотреться, то видно, что, кроме центральных защитников, есть только один игрок, полностью ориентированный на отбор мяча – Гаттузо. Именно Леонардо переместил Абате с позиции вингера на фланг обороны, где тот закрепился в основном составе; второй краек обороны тоже часто шел вперед – или Дзамбротта, или Янкуловски, иногда Антонини. В центре всех событий находился Пирло. Потом шел Зеедорф, который тоже не склонен к оборонительный функциям, далее Пато-Роналдиньо-Боррьелло.
С чисто футбольной точки зрения, эту команду нельзя назвать сбалансированной: слишком много фантазист и лишь один оборонительный полузащитник. Однако есть еще один момент. Как говорят, если все игроки бегут, то можно играть с любой схемой. Но именно здесь и кроется новшество Леонардо.
В том Милане не бежали ни Пато, ни Роналдиньо. Боррьелло мог идти только в определенные зоны, у Зеедорфа была позиция, но не скорость передвижения. Решение Леонардо выглядело именно таким образом: ничего страшного, что никто не бежит, пускай сохраняют свою позицию. Команда будет в численном меньшинстве, когда соперники отберут мяч и начнут свою атаку, но всегда будет иметь преимущество, когда соперники потеряют мяч и начнется их атака.
Задумка может показаться очень простой, но, как сказал бы Эмануеле Северино (итальянский философ. – прим. Я.Д.), это неслыханно! Фактически выбрасывались на помойку годы и годы, потраченные на поиски командного равновесия. Больше не было фундамента. А когда больше нет правил, то в свои права вступает анархия.
Что, на самом деле, происходило на поле? А то, что футболист, за которого теоретически должен был отвечать Роналдиньо, скажем, Майкон, после отбора мяча двигался к центру поля и при этом ни Роналдиньо, ни кто-то другой его не преследовали. Отбором мяча должны были заниматься Пирло, Гаттузо и четверка защитников. Поскольку далеко не каждая комбинация заканчивается голом, нередко случалось, что соперники сами возвращали мяч Милану. И в тот момент у Милана было четверо футболистов на чужой половине поля. Четверо игроков высокого класса (стоит отметить, что Зеедорф все же немного помогал в центре поля).
Футбол в стиле бокса, когда каждый наносил свой удар и побеждал не тот, кто ударит больше, а тот, кто нанесет один фатальный удар. Фантастическая профанация. Прежде всего, речь идет об очень соблазнительной теории. В футболе существует одно базовое правило. Никогда не должно быть больше четырех игроков атаки и меньше шести игроков обороны. Милан Леонардо им пренебрег. У него было три игрока атаки плюс Зеедорф, а также Пирло, Абате, Антонини, или Дзамбротта, или Янкуловски.
Абсолютное уважение к игровым характеристикам каждого футболиста, ведь от футболистов совсем не требовалось идти на жертвы. Роналдиньо умеет только финтить? Пускай, тоже много значит. Он не преследует соперников? Этим займется Антонини. Не помню никого, чья тактика давала столь абсолютную свободу.
Соблазнительная Утопия
Настоящим революционным вопросом, который подразумевается под этой ужасно гибкой схемой: а если действительно отказаться от оборонительных полузащитников, если сделать как в баскетболе – я атакую, ты атакуешь, кто победит? Кто больше атакует или кто лучше защищается? Или же тот, у кого выше класс игроков? Если бы все решили играть, следуя примеру высококлассных команд, у нас бы появилось больше таких команд?
Грандиозная футбольная утопия. Вернемся назад: если бы мы играли, не опекая соперников, а просто ожидая их, как бы они действовали? Рисковали ли бы, отряжая своих игроков на опеку наших атакеров, которые, в свою очередь, не принимали участие в опеке, или поступали бы как мы? Если мы выставим пять или даже шесть игроков, ориентированных на атаку, мы будем выглядеть глупо или же удивим? В сущности ведь футбол появился как игра одного защитника и девяти нападающих, каждый из которых по очереди стремился забить после успешного дриблинга. Потом мы пришли к passing game, к игре с передачами, c одним защитником, тремя полузащитниками и шестью нападающими. И, тем не менее, в 1870-м первый матч между Англией и Шотландией с немыслимым количеством нападающих на поле завершился со счетом 0:0.
Утопия шейха
Милан Леонардо не дал нужных ответов, но оставил приятное послевкусие. Возможно, Леонардо видел игровые зоны, скрытые для других, но очень быстро проявилась изначальная проблема. Он слишком, возможно, чрезмерно требователен к другим. Но всегда наступают моменты, когда ты сам должен предложить решения, а не только рассчитывать на проекты владельцев клуба.
Все не так плохо: сейчас Леонардо строит ПСЖ, уже потратил 150 миллионов шейха Аль-Тани и очень превратит французский футбол в еще одну большую долговую яму, зато прославит его. И однажды кто-то еще пойдет по его тактическому пути, пытаясь превратить в отвагу абсолютную лень.
Последние тренеры
Продолжая тему тактики, есть интересные данные, которые много объясняют. За несколько лет в Серии А сменилось восемьдесят процентов тренеров. Десятого сентября шесть лет назад, в первый год современного футбола, когда Ювентус впервые отправили в Серию В, двадцать команд элиты кальчо тренировали следующие специалисты:
Колантуоно (Аталанта), Манчини (Интер), Джордано (Мессина), Тессер (Асколи), Галеоне (Удинезе), Анчелотти (Милан), Джампаоло (Кальяри), Делио Росси (Лацио), Гвидолин (Палермо), Марино (Катанья), Маццари (Реджина), Спаллетти (Рома), Пиллон (Кьево), Арригони (Ливорно), Новеллино (Сампдория), Беретта (Сиена), Каньи (Эмполи), Дзаккерони (Торино), Пранделли (Фиорентина), Пиоли (Парма).
Из них в Серии А (на октябрь 2012-го) остались только четверо: Колантуоло все еще в Аталанте, Маццари в Наполи (сейчас в Интере), Пиоли в Болонье и Гвидолин в Удинезе. Лишь 4 из 20. Пранделли тренирует сборную Италии, Спаллетти в Санкт-Петербурге, Манчини в Манчестере (был…), Дзаккерони тренирует Японию, Анчелотти в Реале. Италию покинули такие исторические тренеры, как Липпи, Капелло, Трапаттони; Сакки занялся другими делами, Маццоне завершил карьеру. Все это значит, что итальянский футбол изменился. Если меняются учителя, то и их ученики неизбежно не остаются такими как прежде. Иным становится образ мышления.
Кто подарит сюрприз?
Тренерам Юве, Милана и Интера (Конте, Аллегри, Страмаччони) в общей сложности меньше, чем 120 лет. Наверное, еще никогда не было столь глубокого и одновременного обновления верхушки кальчо. Два поколения сменили друг друга в одно мгновенье только лишь из-за желания многих специалистов покинуть Италию. Мы продолжаем оценивать наш футбол, матчи, игроков, их выступления с помощью привычных категорий, потому что в футболе нас интересуют вечные понятия, но, в сущности, все изменилось. Начиная от базовых схем и заканчивая методами тренировок и управления командой. Сейчас тот, кто работает с командой, должен быть специалистом в корпоративном управлении так же, как и в технико-тактических вопросах. Сейчас изменилось понятие результата, потому что включает экономические показатели, которые ранее только намечались.
Изменилось также важность некоторых амплуа. Например, вернул свое положение плеймейкер, точнее даже удвоил свое присутствие. Многие предпочитают иметь больше одного конструктивного игрока, чтобы усложнить задачу соперника. Возвращается полузащита в три вместо привычной схемы с плеймейкером и опорным. Потому что если против Пирло применить персональную опеку, кто-то другой вынужден выполнять его функции. Произошла переоценка амплуа либеро, который как раз и может в той или иной степени подменить плеймейкера. Фантазисты пришли на место классических центрфорвардов, вернулись вингеры. Нельзя назвать эти изменения решающими, но каждая мелочь накапливается и порождает несколько иной футбол.
Не исключаю, что трудности, с которыми Земан столкнулся в Роме, как раз и связаны с этими изменениями. Земан долгое время не тренировал в Серии А, потом вернулся в клуб, который покинул тринадцать лет назад. Перед ним предстала команда и игроки с другим мировоззрением. Да что там говорить, если даже мячи сейчас другие. Как могла произойти автоматическая адаптация к новым реалиям у человека в таком возрасте, к тому же, явно не расположенного менять свои привычки? Поэтому, когда говорили, что игроки Ромы не отвечают футболу Земана, имели в виде также и это. Что футбол пошел вперед, а Земан, как многие из нас, остался не позади, но внутри себя.
У молодых тренеров меньше претензий?
Начинающие тренеры намного более склонны следовать указаниям владельцев клубов по сравнению со старшими коллегами, они не протестуют, когда команду лишаются клаccных исполнителей по экономическим соображениям. Если Капелло идет в команду, прежде всего, он требует гарантий относительно состава. Спаллетти в Зените потратил сто миллионов на усиление, Манчестер Сити Манчини и ПСЖ Анчелотти могли рассчитывать на толстый кошелек шейхов. Ювентус не приобрел необходимого топ-футболиста в центр атаки, но Конте не протестовал. Аллегри потерял едва ли не всю команду, Страмаччони работал с Интером, который никогда бы не принял Моуриньо. Футбол изменился и в этом смысле. Вместе с уходом заслуженных тренеров пропал их опыт и авторитет. Со временем все появится, но мы должны понять, что находимся посредине пути.
Это не упадок, это смена поколений, на которую мы пока что не в состоянии достойно ответить. Мы продолжаем относиться к совершенно новому футболу так, будто все осталось по-прежнему.
Чтобы стоящие изменения все-таки наступили, наверное, должны измениться также и предприниматели от футбола. Чтобы изменения функционировали, они должны быть комплексными. И не стоит рассчитывать на игроков. Они всегда находятся в одной и той же обстановке, которая защищает их от реального мира. Будет более продуктивно, если они будут думать только об игре. Мы сами должны узнать новое, не для того, чтобы воспевать его, а может только, чтобы защититься, ведя постоянные поиски и интерпретируя все, что появляется. Новое не всегда означает лучше, это всего лишь один из способов бытия. Однако раз изменения происходят, их нужно осознать, чтобы не стать их жертвой. Победить в футболе почти всегда означает удивить соперника. Неожиданность – вот истинная тактика.
Друзья, до новых встреч!!!
airstudio54 (Astana-Almaty)[/spoiler]