Агрегатные состояния. Отличия в игре у Маты и Оскара[spoiler]
Такие талантливые, такие разныеОскар и Мата представляют как будто лёд и воду. Играя на одной позиции, атакующего полузащитника, эти двое являют ощутимую разность стилей. Здесь различается многое - и дриблинг, и характер, и отношение к игре.
Вы найдёте мало человек, которые заботятся о команде в той высокой степени, что и Мата. Вы найдёте мало человек, что столь же многогранны, как Оскар.
Испанец и бразилец заставляют себя сравнивать потому, что играют одинаково хорошо и являются конкурентами. Мата острее, Оскар задирист. Кого выбрать - до сих пор дилемма для Жозе Моуринью, кто бы что ни говорил.
Начнём с того, что Оскар на данный момент играет на 30% больше матчей. Обосновать это можно как тренерский выбор, о котором мы ещё поговорим. В целом по силе оба игрока идентичны, но Оскар больше подходит для контратакующей модели.
Взглянем на статистику в АПЛ по состоянию на 09.12.2013
Забавные перевесы, характеризующие обоих игроков максимально чётко. Оскар терроризирует оборону лично, Мата подносит снаряды. Различие удивительно велико - это два человека, которые на поле занимаются абсолютно разными вещами. Мата наносит удар через 161 минуту, Оскар - каждые 39. Мата делает обостряющий пас каждые 29 минут, Оскар - каждые 57.
ТреквартистаВообще именно в Италии, наверное, впервые оформилось на словах определние "десятки". Это игрок созидательного плана между форвардом и центральными полузащитниками, причём номер на спине значения не имел.
Давайте подробнее об итальянских определениях фантазисты и треквартисты. "Фантазиста" освобождён от оборонительных обязанностей, тогда как "треквартиста" располагается немного глубже, выполняет большой объём работы и участвует в прессинге. Где-то можно услышать, что два определения гораздо ближе друг к другу и одно является ответвлением от другого.
Об этих премудростях узнал и Жозе Моуринью, поработав в Италии с Интером.
Но такие определния на самом деле мало относятся к Мате и Оскару. Эти двое скорее отступления от данных типажей. Мата, в таком случае, маньяк своего типа фантазисты, как и Оскар от треквартисты. Сильно изменённые виды в реалиях АПЛ.
Пример с Италией демонстрирует нам то, как могут различаться десятки, то, что типажей может быть несколько, а не один, как можно подумать.
Говорить, что кто-то сильнее, невозможно. Но если хочется - то это Оскар, в силу своих 22-х лет против 25-ти испанца. Впрочем, чтобы утверждать, ещё нужно время, и возраст учитывать не стоит.
Шантажист и режиссёрВыбор для Челси - вопрос тактики. Та или иная десятка может принести пользу в различных ситуациях.
Можно выстроить идеальное видение команды португальским тренером. Замечательная центральная зона, Оскар, работающий по всему фронту атаки, создают множество моментов с численным довеском относительно раскрытого соперника. Скоростной переход в атаку не предполагает долгого ожидания форварда. Забить способен любой, тот, кто ближе всех находится к бреши в обороне. Именно Оскар здесь - шантажист и дирижёр, человек, на плечах которого находится атакующая игра команды.
Проблема ОскараПри таком игроке, как бразилец, необходим форвард с реалицией киллера, так как количество моментов, предоставляемых Оскаром и Азаром, невелико, и не все они очень вкусны. Однако, есть и плюс - в играх с Оскаром в центре Челси пропустил 4 гола в 8 матчах.
Но сейчас Челси не хватает реализации. Оскар, оторвавший мяч, встречает либо нестабильного Азара, либо неадаптированных Виллиана и Шюррле, либо форварда, которому тяжело забить.
В АПЛ забито 30 голов. Форварды Челси забили 4. Реализация форвардов - это гол за каждые 6,7 удара. Фернандо Торрес - 9 ударов на гол. У Агуэро этот показатель - 3,5. У Руни - 4,5 при 7 голевых. У Лукаку - 3,25.
Тактика с Оскаром слишком сильно опережает своё время.
Ромелу Лукаку отлично сгодится для того, чтобы играть с Оскаром. Ему не требуется много моментов, чтобы забить, и сам он в Эвертоне часто освобождает зоны для партнёров. Решение же о его аренде - тема совершенно отдельная.
Проблема МатыКогда травмировался Дос Сантос, Жозе Моуринью пришлось играть с десяткой Матой. Изменился не просто тип игрока, но трансформировалась идеология. Команда больше не смогла удерживать соперника на его половине поля со своей опорной зоной, хотя получила в распоряжение множество подач, на которые выгодно прийти каждому защитнику и форварду. Спорная трансформация, которая произошла слишком внезапно, и центральную зону Челси, которая должна поддерживать оборонцев, с ухмылкой обсуждают эксперты ведущих пресс-изданий.
При участии Маты в атаке, Челси пропустил 7 голов за 3 матча. Такая же проблема в Ливерпуле - Суарес в атаке неизменно приводит как к голам в ворота соперников, так и в ворота Ливерпуля. Без Суареса с хорошо обороняющимся Старриджем красные пропустили 4 гола, с Суаресом - 14, и это за 9 матчей c каждым из вариантов.
Игра лондонцев на данный момент зависит от пары человек. Если десятка и Рамирес показывают топовую игру, синие смотрятся презентабельно. А в зависимости от десятки уже меняется стиль атаки.
ИтогВ Челси слишком нестабильная и/или ослабевшая опорная зона для использования Хуана Маты, и слишком плохая/сырая реализация для бенефисов Оскара. Сами же десятки всегда в полном порядке. Использование этих игроков вместе в схеме 4-2-3-1 подрывает способности либо одного, либо второго. А выбор в таком случае зависит от предпочтений тренера.
Сам тренер, кстати (по мнению автора), нуждается в поддержке руководства и времени. Новое лицо у кромки поля скорее всего способно только рассеять весь потенциал, зато зимнее трансферное окно способно вернуть Моуринью некоторые позиции.
Итак, Мата и Оскар. Отжившиеся звенья одной цепи "Матазаскара". Вынужденные играть по отдельности, они нашли множество препятствий к тому, чтобы в одиночку режиссировать игру. И только время рассудит, кто из них поведёт Челси. Десятки, разные и похожие, как лёд и вода.[/spoiler]
Всё правильно написал автор.